поиск











Rambler's Top100

Технологии > Стены
Обойные реки, бумажные берега

Вы задумывались, когда впервые появился обычай оклеивать стены обоями? Оказывается, история его появления уходит корнями в далекое прошлое… Еще древние кочевники звериными шкурами разделяли свои юрты на «изолированные комнаты», а позднее – грубыми самодельными тканями. Условно эти «перегородки» можно считать прообразом современных обоев.


За 1000 лет до нашей эры появились тканые обои, изобретение которых приписывают ассирийцам и вавилонянам. Первые тканые обои в основном были черно-белые, и только к концу XI века нашей эры они становятся цветными. Грубая выработка приобретает изящество, на смену примитивным рисункам приходят сюжеты из Библии, истории древнего мира, сцены охоты, разнообразные изображения цветов. Техника производства тканых обоев постепенно приходит в Европу. Здесь появляются фабрики, которые начинают делать обои на заказ. Лучшие художники участвуют в обойном производстве. Они представляют свои картины фабрикантам, которые воспроизводят их на обойных тканях. В 1513–1514 годах Рафаэль приготовил расписанный картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Обои по этому картону ткались во Фландрии, выработкой их заведовал Бернгард Ван Олей, нидерландский художник, получивший образование в рафаэлевской школе. Эти обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.Можно представить, сколько стоили и как ценились тканые обои. Но потребности росли, и, естественно, нужны были дешевые способы производства. В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк решил, что гораздо проще не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне. «Ноу-хау» Ван Эйка можно считать началом новой эры по производству печатных обоев. Это значительно снизило стоимость тканых обоев, они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах. Их производство просуществовало до конца XVIII века. Одновременно появляются обои тростникового и соломенного плетения, которые и сейчас изготавливаются в Японии, кожаные обои с красивыми тиснеными рисунками, украшенные золотом, но цена и этих обоев была доступна немногим.


В России производство тканых обоев организовал Петр I. В 1716 году под его руководством создается «Российская шпалерная мастерская», которая просуществовала до 1858 года. Работали там крепостные, в том числе и графа Шереметева. Отечественные обои были не хуже иностранных, отличались удивительными рисунками и сочными красками. Но бумажные обои в России еще были не известны.
«Первооткрывателями» бумажных обоев, вероятнее всего, стали китайцы. Именно в Древнем Китае, как считают историки, раньше других начали украшать стены своего жилища разрисованными и раскрашенными листами бумаги. Но сведения об этом малочисленны, бумага – весьма непрочный материал и древние образцы бумажных обоев практически не сохранились. Из Китая бумажные обои были вывезены англичанами. Они первыми в Европе и освоили их производство. Долгое время, в течение нескольких веков, английские бумажные обои делались по китайской технологии и даже рисунки копировались с китайских обоев.Люди того времени, успевшие привыкнуть к красоте исполнения тканых обоев, хотели, чтобы бумажные обои были такого же высокого качества. Но технология этого не позволяла – качество изображения сильно уступало тканым обоям, да и раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало слишком много времени. Расписывать же бумагу вручную – слишком дорогое удовольствие. Приходилось идти на разные ухищрения. К примеру, англичанин Цанер придумал два новых способа получения бумажных обоев, поразительно похожих на материю. Он решил «тиснить» бумагу, как ткань, или насыпать обрезки шелка или шерсти на грунтованную поверхность бумаги, которые прочно приклеивались к ней после высыхания грунта.


Еще одним шагом на пути к современным обоям стало изобретение ручного способа печати с помощью выпуклой деревянной печатной формы. Выступающие части формы покрывались краской, на них клали лист бумаги и сверху прокатывали ручным валиком или прижимали прессом. Этот способ китайцы использовали еще в X веке, но только в XIV он появился в Европе. А самым важным открытием в промышленном производстве бумажных обоев стало изобретение в 1799 году французом Луи Робером бумагоделательной машины, которая наконец-то стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Но, увы. Налоговая служба есть не только в современной России. В Англии, считавшейся лидером в производстве бумаги, производители платили налог с каждого листа, соответственно выпуск бумажных обоев рулонами был государству совсем не выгоден. И гениальному изобретению хода не дали...И лишь спустя 40 лет англичанин У. Престон, работавший мастером-печатником, решил, что на машине для печати на коленкоре (переплетный материал) можно печатать и обои. Он же впервые применил цилиндрические валики для печатного рисунка – так получилась машина, ставшая прообразом современных обойных станков.В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века. Уже в 1632 году в домах знати были бумажные обои, но они покупались за границей или в богатых поместьях производились кустарным способом своими же крепостными. В последней трети XVIII столетия дворянскую Россию захлестнула строительная мания. Возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои бешено возрос! Стало модно кроме традиционных в то время отделочных материалов – художественных тканей, искусственного и натурального мрамора, золоченой деревянной резьбы, бронзы и хрусталя – использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. Бумагоделательное и обойное производство сильно активизировалось, в 1795 году стали широко продаваться московские фабричные обои.Знаменитая постройка того времени, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, – дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино. Бумажные обои использовались здесь для отделки и жилых комнат, и парадных помещений дворца – Картинной галереи, театра, Итальянского павильона и примыкающих к нему кабинетов. Количество рисунков поражает своим богатством: цветочные композиции, арабески, персонажи античной мифологии, меандровые узоры, бордюры и фризы с растительными и геометрическими орнаментами. Есть здесь обои, имитирующие мрамор разных цветов и рисунков, гранит, порфир, малахит, лепнину потолков и фризов, золоченую деревянную резьбу. Их наклеивают на стены в виде шпалер, из отдельных фрагментов компонуют разнообразные панно, облицовывают поверхности деревянных колонн и постаментов под скульптуру, украшают створки дверей.
Почти все варианты отделки бумажными обоями применены в оформлении Итальянского павильона дворца. Торцевые стены южных кабинетов зала декорированы обоями интенсивного зеленого цвета в виде шпалер, окруженных ярким цветочным орнаментом, а фальшивая панель под ними имитирована кусочками обоев различного рисунка: на основной фон «обоев под мрамор» наклеена бумажная же «резная» балюстрадка, приклеенная на постамент из темного «псевдомрамора».


В кабинетах, выходящих окнами в так называемую Узенькую проходную и на парадный двор, есть панно, выполненные в очень сложной технике коллажа из предварительно вырезанных фрагментов обоев. На этих панно искусно сочетаются изображения фигурок в помпейном стиле, цветочные бордюры, бумажные фризы, имитирующие лепнину, резьбу, мрамор, арабески.
Конец XVIII – начало XIX веков – период расцвета производства бумажных обоев. Появление машинного способа печати в 20-е годы XIX столетия превратило изготовление обоев в массовое производство. Но, увы, лишило их прежней утонченности и неповторимости.


Copyright © АПЕКСОФТ, 2007.